Алан Уэйк - суперзвезда: как нам продали мюзикл под видом хоррора
Эта игра — не монстр. Alan Wake 2 — даже не игра, если присмотреться. А что же это за зверь тогда такой? Мюзикл! И это легко доказать.
В основе всего нашего глубокого анализа лежит один важный вопрос, по-своему естественный для каждого игрока Alan Wake 2...
Какого чёрта, Remedy?!
Я ждала Alan Wake 2 как дорогой и забористый survival horror с парочкой сочных новшеств для жанра, а получила… Мюзикл! Присаживайтесь, сейчас всё объясню.
Всё, везде и сразу
Alan Wake 2 все считают игрой в жанре хоррор, но почему-то забывают, что это ещё и книга в жанре хоррор. И довольно интересный фильм в жанре хоррор. Ещё неплохая хоррор-баллада. И, наконец, мюзикл. В жанре хоррор, конечно.
Remedy, видимо, однажды стало неинтересно собирать только игровой материал – и они пошли по всем медиа. С одной стороны, кажется, что нельзя смешать абсолютно всё и получить что-то удобоваримое, но Alan Wake 2 это удаётся.
Например, в первой же сцене на весь экран появляется название части, а на фоне продолжается действие, что буквально можно увидеть в каждом современном хоррор-фильме. Это нагнетает саспенс, создаёт диссонас в сознании и утверждает неотвратимость грядущей катастрофы (фильмы ужасов всегда называются не очень оптимистично). На этапе завязки, когда все ещё счастливы и живы, контрастное сочетание сразу заряжает ружьё, выстрел которого будешь ждать всю часть.
Ракурсы в катсценах – тоже достояние кино. Камера то расположена сверху, чтобы показать труп Найтингейла во всей красе, то выглядывает из-за предметов в морге, то начинает дрожать, как ручная.
Комната с печатной машинкой будто взята из кинокартины времён немецкого экспрессионизма с его символичностью и некоторой искривлённой геометричностью локаций. Alan Wake 2 нередко использует краеугольный камень этого направления — искажение пространства мизансцены, которая отражает внутреннюю психологию персонажей. Так достигается пиковый уровень субъективности, а нас легко переносят в голову безумных персонажей и заставляют видеть мир их глазами.
Однако преимущественно в Alan Wake 2 используются темы и стилистика современного постхоррора, где все события в итоге оказываются результатом пережитой травмы, осмыслением пережитого, но забытого.
От книг в игре тоже много. Здесь и деление на главы, и порой чересчур книжные имена героев: вечный коп Андерсон, жертва с безобидной фамилией Найтингейл (соловей), и даже имя героини – Сага.
Сага, к слову, тоже была литературным жанром, который в начале всего описывал семьи героев (мы знакомимся с Сагой в момент разговора с дочерью), а затем переходил к описанию фантастических, полулегендарных событий (у вас озеро сбежало... как минимум). Более того, саги пелись, как и баллады.
Стилистика текстов самого Алана тоже не вполне оригинальна и местами походит на что-то между образностью По (тоже Алана, к слову), загадочностью и обречённостью Кафки и сухостью и массовостью Кинга. Через чтение текста озвучиваются улучшения инвентаря, заметки, улики и многое другое. В игре даже есть фанфики – один из самых популярных сейчас жанров литературы.
А ещё сверху лежит TV-реклама, музыка после каждой главы и даже радио.
И в какой-то момент ловишь себя на мысли о том, что весь этот кавардак – просто натюрморт всего того, что лежит у современного человека в голове. В данном случае у конкретного человека с профдеформацией и диссоциативым расстройством личности. И все эти символы, знаки, культурный слой – просто содержание головы писателя в горячечном состоянии. Человека, который раз за разом возвращается в мыслях к моменту потерянной славы, потому что его накрыл творческий кризис, апатия от разрыва с женой и психологическая нестабильность.
Снова постхоррор?..
Но не забудем про ещё один элемент игры - мюзикл. Он не просто стал визитной карточкой игры, но и показал, как она устроена, ведь мюзиклы, как и Alan Wake 2, собрали все виды классического искусства воедино, чтобы в условиях максимальной насыщенности вызывать те эмоции, которые музыка или танцы не могут дать отдельно друг от друга.
Погодите, разве Alan Wake 2 не просто хоррор игра?
Формально так и есть, но...
Как конкретный и единичный хоррор Alan Wake 2 – игра средненькая, но в то же время она – самый идеальный портрет того, что произошло в жанре за 13 лет. Поэтому можно сказать, что Alan Wake 2 – это не то, что сделали за 13 лет, а то, что делалось 13 лет. А может, и чуточку больше.
Когда сейчас говорят об Alan Wake 2, часто припоминают и Resident Evil, и Silent Hill, и много другой классики жанра. Всё это показательно – произведение Remedy копирует не только то, что делала компания, но и то, что вообще происходило в игровой индустрии.
И это немного грустно.
Если вы любитель и знаток хорроров, то ничего нового в Alan Wake 2 вы не увидите. Любите охоту на монстров? Тут есть недозомби, боссы, пистолеты-арбалеты и много всякого весёлого инвентаря для мясной вечеринки. Любите жуткие детективы? Доска с кровавыми фотографиями и красные ниточки уже ждут в Обители разума. Любите сумасшествие и галлюцинации? Алан – крайне интересный экспонат. Шляться по лесу и искать загадки? Хоть отбавляй. Призраки? Есть. Монстры, скримеры, детский смех, шорохи, записи кассет, подземелья… Всё.
В этом смысле Alan Wake 2 – вторичный продукт. В хорошем смысле слова. Он, как лимитированная энциклопедия, берёт лучшее, что собрал конкретный жанр за последнюю пару десятков лет, дорого и качественно оформляет и ставит на полку. И уже это может вызвать у старожил жанра восторг и благодарность, а у нефанатов – радость за возможность познакомиться со всем и сразу и понять, что именно нравится больше.
А знаете, что ещё вторично? Мюзиклы! Так уж сложилось, что у мюзиклов нет какой-то собственной драматургии. Они чаще всего переосмысляют уже готовый продукт или описывают простые и распространённые истории. Их главное преимущество - форма, контрасты, разрушение границ. В театре пели, танцевали и говорили и до мюзиклов. Но делали ли это так же? Нет. Называл ли кто-то Иисуса суперзвездой? Заставлял ли Гамильтона петь и читать рэп? Тоже нет. Это даже звучит безумно, но в этом отчасти магия мюзиклов - безумное делать ярким, уместным и привлекательным.
А теперь подумайте, нельзя ли сказать того же самого об Alan Wake 2? Мюзиклы стали известны благодаря тому, что принесли на сцену, то что там не ожидали увидеть. А вы видели когда-нибудь мюзикл посередине хоррора? Песни для каждой главы истории? То-то же. Не потому ли Alan Wake 2 запал нам в сердца? В игре нет ничего нового, но всё происходит не совсем так, как мы привыкли.
Так получается Alan Wake 2 - это мюзикл?
Да, это мюзикл, но это мало мешает ему оставаться формально просто хоррором.
Alan Wake 2 хранит в себе историю жанра, но творит то, к чему его обожатели не привыкли. Использует старые фишки, но складывает их в новую картину. Берёт отовсюду - и создаёт что-то привычное, любимое, но абсолютно новое и революционное.
Так что… Да, хоррор действительно скучноватый, но Remedy как художники наворовали на самое настоящее произведение искусства.
Читайте также
Критики высоко оценили сериал по Fallout
Новинка явно пришлась посмотревшим по вкусу — сериал собрал целые 93% свежести на Rotten Tomatoes.