Шестой сезон «Чёрного зеркала»: уже не про технологии, а про то, что люди – сволочи
15 июня на Netflix вышел шестой сезон сериала «Чёрное зеркало». Его ждали четыре года – но для того, чтобы получить довольно-таки неоднозначное и неровное высказывание на простую тему: все люди – плохие. Даже те, кто считает себя хорошими.
В кресле шоураннера и сценариста – по-прежнему Чарли Брукер. Его последнее творчество буквально наполнено мизантропией: достаточно вспомнить Death to 2020, в котором он сатирически прошёлся по поведению политиков и простых людей во времена пандемии коронавируса. Cunk on Earth также выставлял экспертов-историков на посмешище, пусть и в юмористическом ключе.
Но в шестом сезоне «Чёрного зеркала» мизантропия Чарли Брукера разыгралась на максимум. Каждая серия демонстрирует, насколько герои – главные или второстепенные – далеки от общепринятых норм морали.
Без спойлеров, но с некоторыми сюжетными подробностями.
Joan is Awful
Пожалуй, единственная «классическая» серия этого сезона.
Джоан – обычный человек. Живёт с парнем, которого не очень-то и любит, работает на должности менеджера среднего звена в технологической компании, ходит к психологу и высказывает ей всё наболевшее.
После одного особенно тяжёлого дня она с парнем садится посмотреть телевизор – и видит там сериал «Джоан ужасна». Сериал полностью рассказывает о её жизни. Только роль Джоан исполняет Сальма Хайек. И в сериале наружу выходят все тайны и секреты Джоан…
Поскольку это – единственная «классическая» серия в сезоне, в неё решили «напихать» все возможные предостережения об использовании технологий. Телефоны вас подслушивают, пользовательские соглашения надо читать, а нейросети способны делать такое, чего вы даже представить не можете.
Однако из-за этого очень сильно страдает темп. Первая половина серии – это классическое «Чёрное зеркало»: героиня жила себе спокойно, а потом покатилась по наклонной, чтобы… не, смотрите сами, серия достойна просмотра! Проблема в том, что во второй половине Joan is Awful превращается в экшен.
Там же, во второй половине, Чарли Брукер врывается с морализаторством. Один из побочных героев буквально говорит: «Мы хотели делать хорошее, но люди сами выбирают негатив». Спасибо, Чарли, вот если бы ты десять лет назад так сказал, это было бы откровение. А, стоп, ты же и говорил, в 2011 году, в эпизоде The National Anthem.
Кстати, интересная деталь. Из-за того, что весь эпизод – это сплошная «пост-пост-мета-мета», в нём раскрывается, почему в сериалах иногда много «повесточки» и почему её демонстрируют так «в лоб».
Loch Henry
Детективная серия в духе Crocodile из четвёртого сезона. Только там были высокие технологии, а тут – нет.
Пара выпускников лондонского кинематографического университета приезжают в Шотландию, чтобы снять документалку о местном «похитителе яиц», который собирает яйца диких птиц, чтобы защитить их от браконьеров. Однако после разговоров с местными жителями они находят гораздо более интересный сюжет.
В городе у озера Лох-Генри когда-то орудовал серийный убийца, на счету которого – как минимум 8 жертв. Выпускники начинают снимать документалку о нём – и в итоге открывают парочку довольно-таки мрачных тайн.
Главная проблема Loch Henry – то, что детективный «вот-это-поворот» можно разгадать в первые десять минут эпизода. Сценарий слишком акцентируется на дополнительных подсказках, их показывают по нескольку раз, демонстрируя и активно намекая, что что-то идёт не так.
Но Шотландия красивая. И снята так, что этот эпизод нужно смотреть на 4K OLED-телевизоре, любуясь пологими жёлто-зелёными горами, бескрайними полями, чистыми озёрами и старенькими домиками.
Beyond the Sea
Одна из самых интересных серий в сезоне.
Экипаж космического корабля, состоящий из двух астронавтов, отправляется на исследовательскую миссию. Продолжительность полёта – 6 лет. Чтобы астронавты не сошли с ума, а корабль не требовалось набивать едой, для экипажа изобретают технологию переноса сознания.
Пока астронавт спит в космосе, его сознание находится на Земле в «копии» – роботе, который полностью повторяет тело астронавта. Как только астронавту потребуется вернуться на космический корабль – его сознание перемещается в тело на этом самом корабле.
Завязка основного сюжета будет спойлером, так что…
В отличие от Loch Henry, сюжетный поворот Beyond the Sea остаётся в тайне до самого финала. Точнее, всю серию думаешь, что события будут развиваться по одному пути, а в итоге происходит нечто совершенно другое. Концовка совершенно противоречит медитативному основному сюжету, и это весьма освежает: как будто в конце на тебя вылили ведро холодной воды.
Однако минусом серии является её продолжительность: 1 час 20 минут. Она явно завышена. Из серии можно спокойно выкидывать целые сцены – и она ничего не потеряет. Так, например, за эпизод мы как минимум несколько раз наблюдаем, как астронавты бегут на беговой дорожке. Молча. С кислородными масками, чтобы точно не разговаривали. Спасибо, очень увлекательно.
Mazey Day
Это не «Чёрное зеркало». Это эпизод из «Любовь, смерть и роботы», только почему-то снятый с живыми людьми.
Мэйзи Дей – голливудская суперзвезда, за которой по пятам следуют папарацци. Во время съёмок в Чехии она сбивает человека, после чего «пропадает с радаров». На поиски Мэйзи отправляется несколько профессиональных папарацци – и им не понравится то, что они найдут.
Писать об этой серии тяжело. Она – худшая в сезоне. Даже несмотря на продолжительность в 40 минут, она ощущается тягомотной и унылой. А сюжетный «вот-это-поворот» в конце оставляет только чувство недоумения. Но не «вау, я бы никогда такого не подумал!», а «что за?..».
Demon 79
И снова не «Чёрное зеркало».
Лондон, конец 1970-х. Скромная индианка работает продавцом в обувном магазине. Её шпыняет коллега, на неё ворчит начальник, покупатель-убийца просит оставить номерок телефона. И она страдает – пока не находит один загадочный артефакт.
Теперь продавщица обязана совершить несколько ужасных поступков, чтобы предотвратить мировую катастрофу.
Мизантропия Чарли Брукера в этом эпизоде играет на полную. Каждый персонаж в нём – не очень хороший человек: иногда отвратительный, иногда ужасный, иногда убийца, иногда политик. И главная героиня не то чтобы тихоня – так-то она скромница, но в своих мечтах невероятно кровожадна.
Эпизод – в общем-то крепкий проходнячок. Он хорошо построен, хорошо снят (многое имитирует старые фильмы), в нём нет поднадоевшей пост-пост-мета-мета из первых серий, в нём шикарный арт-дизайн и саундтрек с культовыми композициями из 70-х и 80-х. Но… в нём нет ничего, что хотелось бы обсуждать.
Кроме того, что, повторюсь, это не «Чёрное зеркало». Это эпизод какого-то другого сериала, по ошибке попавший в 6 сезон «Чёрного зеркала».
Что по итогу
К сожалению, шестой сезон «Чёрного зеркала» не стоил четырёх лет ожидания. Это крайне неровный набор неаккуратных мини-фильмов на разные темы, но с одним посылом: люди – плохие.
Мизантропические посылы были и в предыдущих сезонах «Чёрного зеркала». Чарли Брукер рассказывал, как люди, дорвавшись до высоких технологий, демонстрируют самые тёмные стороны своей психики.
В шестом же сезоне сценарист отрывается от «высоких технологий». И это только вредит сериалу: персонажи оказываются плохими сами по себе. Ноль неоднозначности, ноль «серой морали», просто смотри на то, как плохие люди делают плохие вещи. Хотя, возможно, Чарли Брукер делает гениальный сюжетный ход, описанный в Joan is Awful: «Мы хотели делать хорошее, но люди сами выбирают негатив».
Авторская рекомендация 1: Если будете смотреть: пропускайте Mazey Day.
Авторская рекомендация 2: Если хочется чего-то больше «про технологии» и их влияние на человеческие жизни – на Apple TV+ вышел прекрасный Extrapolations. Во второй половине сезона это уже чистый «классический Black Mirror».
Читайте также
Критики высоко оценили сериал по Fallout
Новинка явно пришлась посмотревшим по вкусу — сериал собрал целые 93% свежести на Rotten Tomatoes.