Мемы, инопланетяне и коммунизм. Мы поиграли в "Кужлевку"
"Кужлевка" от российской студии Callback рекламировалась странно. В большинстве трейлеров акцент делался на озвучку знакомыми голосами, мемы вроде «Ты опять сюда звонишь, м××××о?», атмосферу российской деревни начала 90-х и абсурд вперемешку с сюрреализмом. А по факту мы получили высказывание о безнадёге маленького человека и светлом коммунистическом будущем, перемежающееся вьетнамскими… маньчжурскими флешбэками. И даже без геймплея.
Это же высказывание, а не игра!
Да что тут вообще происходит?
1992 год, деревня Кужлевка где-то на просторах необъятной. Главный герой, Валерий Михайлович, ветеран войны, работает председателем колхоза. Точнее, работал. Случился распад СССР и смена экономического строя, так что колхозов больше нет, какая у героя должность – непонятно.
Из-за ранения на войне Валерий Михайлович оказался парализован. Поэтому всё своё время он проводит за столом, смотрит телевизор, пьёт водку и курит. И тут в его избу врезается летающая тарелка!
Тарелка оказывается не простой (как будто бывают «простые» летающие тарелки), а исполняющей желания. Вот буквально всё, что захочешь. Хочешь стать моложе и подтянутее – сделано! Хочешь увеличить надои молока от козы? Организуем. Хочешь разнести Америку в радиоактивный пепел, потому что именно оттуда идут тлетворные видеосалоны? Ракеты отправляются ввысь!
Валерий Михайлович – единственный, кто может общаться с пришельцами. Для связи он использует старенький телевизор, выбирая на нём нужные слова.
В перерывах между контактами с инопланетянами Валерий Михайлович видит сюрреалистичные сны. В них он попадает то в Маньчжурию, то на борт самоходной баржи «Т-36» во время её дрейфа, то в Древний Египет.
Так и проходят несколько дней из жизни Валерия Михайловича, пока в Кужлевку не прибывают Борис Ельцин и Джордж Буш…
И как в это играть?
«Кужлевка» состоит из нескольких эпизодов («актов»). Каждый из них длится 15–30 минут, так что игру вполне можно пробежать за вечер. Акты различаются геймплейно: нечётные эпизоды – симулятор ходьбы, чётные – визуальная новелла.
Весь «сюрреализм» сконцентрирован в нечётных эпизодах. Здесь главный герой ходит (именно поэтому зачастую хочется их специально растянуть и посетить отдалённые уголки локаций), подбирает предметы и разговаривает с различными персонажами, ключевым из которых является Безымянный в озвучке Репетура.
С ним герой ведёт пространные беседы в духе тех самых разговоров, которые начинаются на кухне после пятой стопки чего-нибудь очень крепкого. Безымянный становится проводником бытовой философии, рассказывая вполне очевидные вещи очень умными и витиеватыми словами.
Ещё в этих актах есть мини-игры – всего две на всю «Кужлевку». В первом эпизоде дадут сыграть в шашки, после чего соперник испарится со словами «Никак вы, б×××ь, не научитесь», а в третьем – сложить пятнашки с серпом и молотом. Дальше – только прогулки и кухонная философия сос мыслом.
В чётных актах начинается визуальная новелла. К главному герою приходят просители, он передаёт их просьбу инопланетянам (или не передаёт – тут уже на выбор игрока), инопланетяне выполняют просьбу, главный герой разбирает последствия.
Просьбы могут быть разными:
Обменять приватизационные ваучеры на какую-нибудь более твёрдую валюту;
Омолодить козу, потому что совсем старая стала;
Помочь ветеранам афганской войны;
Разрушить Америку в ядерный пепел;
Изобрести прибор для контроля климата; и так далее.
В принятии решения Валерию Михайловичу помогают его друзья. Вася – сельский учитель, который сначала служит «моральным компасом», а потом… впрочем, это будут спойлеры. Клим – алкоголик, который не против выпить за трезвость. Буквально. В итоге перевоспитывается, но в… в общем, тоже спойлеры. Стёпа – незыблемый как скала милиционер, который вроде присутствует в истории, но его роль не слишком важна.
Чтобы тарелка выполнила желание, его нужно ей передать. Инопланетяне русскому языку не обучены, так что можно выбрать всего три слова и попробовать угадать, смогут ли пришельцы всё-таки распознать, чего от них требуется. Иногда случаются ошибки и сообщение искажается при передаче – тогда результат оказывается непредсказуемым.
Герои и политика
Как хорошая визуальная новелла, «Кужлевка» развивает всех героев, даже тех, кто появляется в сюжете на несколько минут. Ключевая четвёрка – Валерий Михайлович, Вася, Клим и Стёпа – к концу игры принципиально меняют свои точки зрения. Но не из-за «роялей в кустах», а благодаря развитию.
Тем не менее, ключевую роль в сюжете играют Вася и Клим. Они – как два полюса морального компаса, подталкивающие игрока к принятию того или иного решения. Впрочем, вспоминаем, что «Кужлевка» – это политическое высказывание. И поэтому Вася и Клим – это не «добро и зло», а «коммунизм и капитализм».
Соответственно, и их «убеждения» тоже коммунистические или капиталистические. Когда в сюжете появляется японский бизнесмен, который хочет купить Кужлевку со всеми потрохами и организовать международный туристический центр, Клим готов продать всё хоть прямо сейчас, «лишь бы не в рублях», а Вася требует коллективной собственности и вообще против передачи тарелки в частные руки.
Решение, разумеется, принимать игроку.
И, кстати, про решения…
Машина времени
Непоправимых решений в «Кужлевке» нет. Во-первых, в какой-то момент у персонажей появляется машина времени – и она ещё сыграет свою роль в сюжете (как минимум дважды). Во-вторых, любой квест или акт можно полностью переиграть.
Для этого есть меню «Журнал». Мы не рекомендуем открывать его до полного прохождения игры, поскольку оно содержит спойлеры. Однако, если что-то пошло не так или вы хотите заново пережить какую-нибудь историю – например, не сесть в вертолёт, а прыгнуть в гигантскую голову Ленина – то всегда можно принять другое решение.
Все принятые решения влияют на концовку. Всего в «Кужлевке» их шесть. Переиграть финальный акт, если концовка не понравилась, нельзя – надо найти момент в прошлом, когда накопленные решения привели именно к такому финалу.
Мемы и атмосфера
Что «Кужлевке» точно удалось – так это передать атмосферу 90-х. Не конкретно 1992 года, а этаких «абстрактных девяностых» через вещи, которые стали символами той эпохи.
На персонажах-капиталистах то и дело появляются малиновые пиджаки. У Васи точно такой же свитер Team Boys, который был у всех в 90-х. Он ещё был немного колючий и неприятный на ощупь. Главный герой курит сигареты «Друг». Персонажи обсуждают Матиаса Руста. Даже Цой – и тот жив! Ну, постольку-поскольку.
Цой – жив!
Стилизованная низкополигональная графика только усиливает погружение. Потому что будь у этого свитера немного больше деталей – и вы бы вспомнили, что свитер с конкретно таким узором был не зелёным, а коричневым; у зелёного не было светлой полосы в нижней части. А так – воспоминания о том, как выглядели предметы, компенсируют недостатки самой графики или стиля.
И к мемам, потому что они были в трейлерах. В игре они тоже есть: можно найти план тренировок с «АНЖУМАННЯ», услышать «Я устал, я ухожу» от Ельцина или увидеть «Так, чё тут у нас, емаё, значит, это тыкаем…». Правда, улыбки они не вызывают. В отличие от шуток – они здесь и даже смешные.
Так что по итогу?
Рецензия на «Кужлевку» будет зависеть о того, как вы к ней относитесь. Это ярко демонстрируют обзоры игры в Steam – даже положительные иногда критикуют автора.
Если рассматривать это как музей начала 90-х, который периодически перемежается сюрреализмом – игра отличная! От 90-х передаются не только культовые вещи, но и та самая атмосфера неопределённости и некоторой безнадёжности, которая и вызвала потом желание «стабильности».
Если рассматривать это как игру… то она понравится любителям визуальных новелл и симуляторов ходьбы. Больше здесь делать нечего. Кроме того, игра слишком короткая для своего ценника: полностью пробежать её можно за 5–6 часов, и то если пылесосить локации и внимательно слушать разговоры персонажей.
Если рассматривать как политическое высказывание, то «тут не всё так однозначно». Игра слишком склоняет к тому, что коммунизм – это было хорошо, но вдаваясь не в смысл этого строя, а во вкуснейший советский пломбир и газированную воду по три копейки из автоматов.
Поэтому и какой-нибудь вердикт вынести не получится. Это как с арт-хаусным фильмом: или вы всё понимаете и максимально проникаетесь, или просто смотрите на то, как красиво всё снято.
А мемы лишние, они выбивают из атмосферы *бросил микрофон*
Читайте также
Критики высоко оценили сериал по Fallout
Новинка явно пришлась посмотревшим по вкусу — сериал собрал целые 93% свежести на Rotten Tomatoes.