Ты картёжник, Гарри. Обзор Harry Potter: Magic Awakened
Над вселенной «Гарри Поттера» висит проклятие, снять которое не получится даже после разрушения всех крестражей. Сделать хорошую игру о Хогвартсе невозможно.
Да, были платформеры по первым трём фильмам. Но это наша память сохранила их хорошими – в реальности они были совершенно «деревянными», с плохим управлением и сюжетом, который можно понять только после прочтения книг и просмотра кино.
Да, в этом году вышла Hogwarts Legacy. Но, честно говоря, это не игра – это интерактивный музей. И точно так же, как в музее, здесь можно смотреть, но не трогать – мир вообще не реагирует на действия игрока.
И вот на мобильные устройства вышла Harry Potter: Magic Awakened – коллекционно-карточная игра, в которой нужно собирать колоду из разных заклинаний, чтобы кастовать их во врагов. Я, как фанат декбилдеров, возлагал на неё определённые ожидания. Спойлер: они не оправдались. Но кое-что хорошее в Harry Potter: Magic Awakened всё-таки есть.
Письмо из Хогвартса
Сюжетно – да, в Harry Potter: Magic Awakened есть сюжет – игра начинается, как положено, с письма из Хогвартса, которое доставляет сам Хагрид. Дальше тоже по классике: настраиваем персонажа в Косой аллее, покупая ему мантию, палочку и сову, знакомимся с другими первокурсниками, отправляемся в Хогвартс на поезде и проходим церемонию распределения.
Распределяющая шляпа отправила меня в Пуффендуй. Если что, факультет можно выбрать самостоятельно, но мне лично идея попадать в гостиную через волшебную бочку вина очень импонирует – она отвечает некоторым жизненным ценностям. И, главное – выбор факультета вообще не ни на что не влияет, кроме цвета шарфа.
На церемонии распределения выясняется, что одна из первокурсниц, которая ехала вместе с протагонистом в Хогвартс, пропала. Разумеется, надо отправляться на её поиски. Находим потеряшку довольно быстро: и она рассказывает, что с момента приезда в Хогвартс она чувствовала присутствие кого-то ещё и слышала чьи-то шаги. Инфернальное зло вновь проникает в Школу чародейства и волшебства – но как-то не очень-то активно. А если антагонисты не хотят быть антагонистами, то и чего нам волноваться? У нас есть танцы!
Хагрид очень хочет, чтобы я к нему подошёл. Аж прямо очень!
Как в это вообще играть
Геймплейно Harry Potter: Magic Awakened – это декбилдер. Но очень сильно разбавленный другими механиками, так что для фанатов Gwent, Slay the Spire или даже Black Book он покажется чрезвычайно медленным. В частности, бои тут происходят раз в 10–15 минут, всё остальное время нужно наслаждаться чудесными школьными буднями.
Чем ещё предстоит заниматься:
Танцевать. Танцевальный клуб – это не только «социальная механика», но ещё и неотъемлемая часть игрового процесса. Проще говоря, скипнуть его нельзя. Танцы – это ритм-игра: нужно тапать по золотистым кружочкам на экране в ритме музыки. Кстати, механика подсчёта очков тут интересная, но об этом – ниже.
Варить зелья. Зельеварение – это тоже ритм-игра, но немного другая. Здесь нужно совершать обороты по экрану по часовой стрелке или против неё, вовремя тапать, бороться с постоянно падающим индикатором температуры, как в Flappy Bird.
Летать на метле. Примерно так же, как в Hogwarts Legacy – левый джойстик регулирует скорость, правый – направление. Есть несколько «прекрасных» кат-сцен, где протагонист летает сам по себе, даже ничего нажимать не нужно, просто смотри, как персонаж совершает круг вокруг Хогвартса.
Лучиком геймплея в этом беспросветном пространстве кат-сцен и ритм-игр служит Запретный лес. Это – подземелье в классическом понимании данного термина: с несколькими развилками, обычными противниками, необычными и даже боссом. Вот там действительно нужно играть, а не только смотреть кат-сцены и участвовать в странноватых диалогах.
Магические бои
Боевая система в Harry Potter: Magic Awakened – вполне классическая для декбилдеров. У тебя есть колода заклинаний (карт), каждое из них обладает уникальным эффектом и имеет свою цену в единицах магической энергии.
Бой основан на трёх механиках – контроль, урон и призыв:
Контроль не наносит противнику прямого урона, но позволяет временно вывести его из строя. Например, поднять в воздух, замедлить или прижать к стене потоком ветра. Когда противник находится под контролем, он не может колдовать.
Урон – прямое уменьшение здоровья противника. На самом деле атакующих заклинаний не так уж и много – всякие Инсендио, Экспеллиармус и прочее. Опытные волшебники предпочитают не наносить урон самостоятельно, а использовать «прокси-силы».
Призыв – добавление на поле магического боя какого-нибудь существа, которое сражается за волшебника. Например, на врага можно напустить стаю пауков, прислать тролля, бросить бладжер… Можно призвать ещё и компаньона – персонажа, который будет атаковать противника за тебя или подлечивать тебя.
При этом магическая энергия восстанавливается достаточно быстро, поэтому в какой-то момент поле боя волшебников превращается в кучу, где смешиваются люди, кентавры, пауки, тролли, Гром-птицы и прочие интересные существа.
После боя можно выучить заклинания, которые использовал противник, и добавить их в свою колоду. Она состоит из 13 карточек – 10 заклинаний и 3 компаньона. Кроме того, после первого визита в Запретный лес появляется Эхо – дополнительный партнёр, который наделяет протагониста какими-нибудь волшебными способностями. Например, Эхо Добби позволяет не перемещаться по полю боя ножками, а телепортироваться.
Звучит интересно, не так ли?
Вот только вспоминаем, что бои происходят раз в 10–15 минут, а то и реже. Конечно, можно поселиться в Дуэльном клубе, но мы не для этого пришли в Хогвартс.
Кроме того, стратегической глубины в геймплее нет. Пуляй доступными заклинаниями или уворачивайся от атак противника, пока не наберётся достаточно маны на какой-нибудь особенно мощный спелл. Только в редких случаях нужно продумывать, чем контратаковать то или иное заклинание противника: против Инсендио можно поднять Протего, или же замедлить врага паучьим ядом и отправить в него огненный шар.
Из плюсов: периодически дают поучаствовать в культовых боях: например, в роли Рона отразить нападение тролля (из первого фильма) или в роли Дамблдора сразиться с Волан-де-мортом в Министерстве магии (из пятого фильма). Действие игры происходит через несколько лет после Битвы за Хогвартс, поэтому профессора то и дело вспоминают храброго Гарри Поттера и его друзей, а Невилл Долгопупс канонично появляется в роли профессора травологии (не забывая при этом выглядеть как первокурсник, чтобы все точно его узнали).
Не имей сто галеонов, а имей сто друзей
Итак, теперь к главному. Harry Potter: Magic Awakened – это максимально социальная игра. Здесь тебе придётся дружить, вступать в кланы (называющиеся Social Club) и просто общаться с людьми. Иногда это объясняется нарративно, иногда – просто чтобы показать, что тут есть мультиплеер. Например:
Оценка за танцы складывается из оценок обоих игроков. То есть, если ты очень точно и круто нажимал кнопки в нужном порядке, а твой партнёр отвлёкся попить чаю, то оценка будет низкой. Для вас обоих. С другой стороны, ты тоже можешь подложить партнёру подлянку и пойти пить чай вместо ритм-игры. Но таких злодеев в Хогвартсе не любят! Это же милая игра!
В Запретный лес нужно ходить с другом. На определённом этапе возможность посещать этот данж в одиночку просто закрывается, и пока ты не победишь свою интровертность и не напишешь кому-нибудь «Привет, давай дружить, я свожу тебя в лес, Хогвартс показать» – никаких тебе боёв с волшебными тварями.
Профессор Макгонагалл буквально заставляет тебя вступить в клан. Без этого ты не выполнишь её задания и не получишь ключи для открытия лутбоксов (вот мы и подбираемся к самому интересному).
В дуэльном клубе тебя ждут PvP-бои. Только матч-мейкинг довольно странный: мне лично во время четырёх боёв подряд подсовывало одного и того же противника, хотя сервер, на котором я играл, довольно популярный. И для дуэт-боёв тебе всё ещё нужны друзья.
В общем, в процессе прохождения сюжетных заданий ты, независимо от своего желания, найдёшь друзей.
Волшебные лутбоксы (и почему они не нужны)
Итак, лутбоксы. Они на самом деле мало на что влияют (приятная неожиданность!), но механика pay-to-win всё равно присутствует. В лутбоксах хранятся редкие, эпические и просто супермощные заклинания, которые способны переломить ход боя.
Как и в любой другой мобильной игре, в Harry Potter: Magic Awakened тебя в первые дни осыпают этими лутбоксами: какой ты молодец, как здорово станцевал, держи сверхмощное заклинание. Ты сегодня не сломал ногу, спускаясь по лестнице? 100 очков Пуффендую! И держи ещё одно эпическое заклинание.
Но потом количество лутбоксов уменьшается – вместе с шансом на выпадение какого-то сверхмощного заклинания из них. И вот ты уже не такой молодец, что замечательно потанцевал, твоё зелье, конечно, прикольное, но… В общем, держи подарок от разработчиков: скидка на лутбоксы! Действует ещё три часа, так что доставай свою карту.
Тем не менее, это декбилдер, поэтому твой успех зависит от того, насколько удачную колоду ты составил. Пересобрать её можно в любой момент. Так что если твой противник постоянно призывает огненных драконов (эпическое заклинание), ты можешь защититься от них водяным шаром (распространённое заклинание).
Конечно, если ты достаточно обеспечен, ты можешь купить все лутбоксы и сразу стать самым мощным в качалке, раскидывая всех в Дуэльном клубе. Но это – на любителя. В большинстве механик Harry Potter: Magic Awakened не пэйволл, а «сошиал-волл», так что надо не платить, а дружить.
А дружба – это бесплатно.
Оптимизация и русский язык
Главная проблема игры – не в оптимизации, а в визуальном стиле. Вы уже увидели скриншоты – и должны были впечатлиться. К стилю привыкаешь достаточно быстро, но потом разработчики достают какого-нибудь особенно стрёмного персонажа – и всё, привыкай заново.
Но ещё хуже – сетевая составляющая игры. Реконнекты будут, и они будут очень частыми. Иногда они буквально сбрасывают прогресс: например, после одно сюжетного боя со скриптованными противниками у меня произошёл дисконнект, после чего откинуло на 10 минут назад – и снова пришлось проходить невероятно увлекательные диалоги и смотреть кат-сцены, а также опять побеждать в том же скриптованном бою.
Из забавных багов: иногда пропадает озвучка. Но не до конца! В итоге диалоги между персонажами вызывают неловкость, как будто ты слушаешь порно, но смотришь мультфильм: «А-а-а!», «О-о-ох», «Мммм», «Хм!», «О!», «А-а-а…».
Русского языка в Harry Potter: Magic Awakened нет. Но это совершенно не мешает Social Club’ам – на турецком сервере Chimaera можно найти множество кланов русскоговорящих игроков.
Вердикт
На самом деле вердикт игре можно вынести уже после стартового экрана, на котором требуется выбрать свой возраст:
Да, тут десяток «подростковых» вариантов – и только один для взрослых. Понятно, что это нужно для соблюдения законодательства. Но неожиданно у этого появляется дополнительный смысл: взрослым в это играть может быть просто слишком скучно.
Что-то интересное происходит редко. Да, тут есть карточные бои, а в Дуэльном клубе – хоть в любое время. Да, тут есть данж в виде Запретного леса. Да, тут можно потанцевать. Чего тебе ещё надо?
Давайте немного пофилософствуем. Есть сюжетные игры – и ради увлекательной истории мы готовы простить им получасовые кат-сцены (привет, Final Fantasy XVI!). В конце Death Stranding вообще можно отложить геймпад, пойти приготовить попкорн в микроволновке и заказать пиццу – игра кончилась, начинается кино, но, блин, интересное!
Есть геймплейно-центричные игры. В Diablo IV сюжет подаётся очень редкими кат-сценами, а всё остальное время развлекаемся, выкашивая обитателей Санктуария. В Elden Ring сюжет… он есть. И подаётся через описания предметов. Хочешь – читай, не хочешь – иди, тебя ждёт Маления. В Slay the Spire, моём любимом декбилдере, есть какой-то лор, но он вообще не подаётся, это чисто геймплей.
Беда Harry Potter: Magic Awakened в том, что сюжет неинтересный. У него нет каких-то глобальных целей и нависших над Хогвартсом проблем. Поэтому диалоги и кат-сцены не увлекают – ты через них продираешься, чтобы наконец-то уже поиграть.
Но, опять же, это для нас, взрослых, такая подача может показаться скучной. А когда ты как раз в том возрасте, что мог бы учиться в Хогвартсе, то и игра вполне способна подарить удовольствие.
Читайте также
Критики высоко оценили сериал по Fallout
Новинка явно пришлась посмотревшим по вкусу — сериал собрал целые 93% свежести на Rotten Tomatoes.