32 мегабайта, создавшие новый жанр музыки. О саундтреке The Legend of Zelda: Ocarina of Time
Привет!
Включите эту композицию. Мои пара десятков абзацев душного текста подождут. А вот атмосферу задать нужно:
Чувствуете, как всего четыре ноты погружают в атмосферу сказки? Немного трогательной, чуть-чуть грустной, но, несомненно, волшебной. Сказки о приключениях, о странствиях… и, возможно, о потере?
Композиция Great Fairy’s Fountain – одна из самых узнаваемых в саундтреке The Legend of Zelda: Ocarina of Time. Она демонстрирует практически весь стиль музыки игры: минималистичный, лёгкий, но при этом волшебный.
И этого стиля удалось добиться благодаря гению Кодзи Кондо… и техническим ограничениям.
Готовы погрузиться в историю саундтрека The Legend of Zelda: Ocarina of Time? It is dangerous to go alone. Take this!
Опоздавший системселлер
1995 год. Nintendo 64 выйдет только в конце следующего года – но она уже проиграла в консольной гонке. Sony уже выпустила PlayStation – с приводом для оптических дисков объёмом 700 мегабайт. Рынок рвут Ridge Racer и Tekken, каждая продалась тиражом более миллиона копий. Где-то рядом маячит Sega Saturn: тоже с CD-приводом и своими системселлерами – Myst и Virtua Fighter. А Nintendo разрабатывает консоль с картриджами.
Да, картриджи надёжнее дисков. Да, у Nintendo 64 первый в истории компании 64-разрядный процессор. Но картриджи – это 16 мегабайт, максимум 64 мегабайта, а компакт-диски – это 700 мегабайт: делай сколь угодно детализированную 3D-графику, сложный геймплей и объёмную музыку.
Nintendo проигрывала в консольной гонке. И ей нужен был свой системселлер – игра, которая заставит людей купить Nintendo 64. И ею стала The Legend of Zelda: Ocarina of Time.
Вообще, строго говоря, The Legend of Zelda: Ocarina of Time должна была стать системселлером для другой платформы – Nintendo 64DD. Это был специальный модуль для чтения магнитооптических дисков, который подключался к приставке. И Ocarina of Time демонстрировала все возможности этого модуля.
Во-первых, это была первая 3D-игра в серии The Legend of Zelda. Во-вторых, для неё сделали полуоткрытый мир – локации были максимально просторными, на них были опциональные подземелья для очистки и вертикальный геймплей! В-третьих, анимации для персонажей разрабатывались с использованием технологии motion capture («захват движения»). И наконец, композитор Кодзи Кондо писал почти оркестровую музыку.
Вот только стремление сделать по-настоящему амбициозную игру сыграло с создателями злую шутку. Скорость чтения с магнитооптических дисков была слишком низкая, чтобы все эти mocap-анимации работали нормально, а их было записано более пятисот!
И Nintendo начала в экстренном порядке переделывать The Legend of Zelda: Ocarina of Time. Теперь в распоряжении разработчиков были только 32-мегабайтные картриджи. На них надо было вместить 3D-графику, полуоткрытые локации, 500 анимаций и 2 часа почти оркестровой музыки.
Именно поэтому The Legend of Zelda: Ocarina of Time вышла только в 1998 году – через два года после релиза Nintendo 64.
Как музыка рассказывает о мире
Вернёмся к Кодзи Кондо. Он работал в Nintendo с 1983 года. До Ocarina of Time он успел написать музыку к самой первой The Legend of Zelda и культовой Super Mario Bros. Да, одна из самых узнаваемых игровых композиций, джазовый трек из Mario – это именно дело рук Кодзи Кондо:
И героическая тема The Legend of Zelda 1986 года – тоже Кодзи Кондо:
Но Кодзи Кондо был ограничен технологиями своего времени. У NES и SNES были пятиканальные звуковые чипы, причём один канал использовался для генерации белого шума, так что его можно вычеркнуть. Зато в Nintendo 64 за аудио отвечал центральный процессор, поэтому – в теории – можно было запустить до 100 каналов и отправить на каждый отдельный инструмент.
Поэтому в написании саундтрека для Ocarina of Time Кондо ни в чём себя не ограничивал. В музыке можно услышать струнный квартет, гитару, фортепиано, арфу и, разумеется, окарину – духовой инструмент, представляющий собой разновидность флейты.
Но Кондо не ограничивался разнообразием инструментов. Музыка следовала за миром в Ocarina of Time: полуоткрытые локации с разными биомами требовалось подчеркнуть. И поэтому Кондо начал использовать референсы к музыке из реального мира.
Именно поэтому в Ocarina of Time можно услышать испанское фламенко:
Баварскую польку:
Арабские мотивы:
Американское кантри:
В изначальной версии композиции Fire Temple, которая, к сожалению, не вошла в оригинальную версию игры, звучат кавказские песнопения:
Что интересно, оригинальная тема The Legend of Zelda в Ocarina of Time не звучит. Но есть референсы к ней в композиции Hyrule Field:
Как уже можно догадаться, музыка в Ocarina of Time рассказывала не о героях, а о мире. И это подчёркивается интересным решением Кодзи Кондо. Он использовал так называемый «лейтмотив наоборот»: музыка представляла не персонажа, а локации.
На самом деле, Кондо – не изобретатель «лейтмотива наоборот». Уже в Sonic the Hedgehog для Sega Genesis, вышедшей в 1991 году, можно было услышать отдельные композиции для каждой локации. Однако для игры в полуоткрытом мире «лейтмотив наоборот» был наиболее интересным решением: музыка следовала не сюжету, а геймплею.
Вспомните саундтрек к вашим любимым сюжетным играм. Обычно он следует за персонажами: в той же The Last of Us есть строго определённые темы для Элли и Джоэла, и каждая из них звучит в напряжённый сюжетный момент, подчёркивая душевные переживания персонажа. В Ocarina of Time практически нет «персонажных тем», зато, попадая в определённую локацию, игрок слушал лейтмотив этой локации.
Музыкальные жертвы
Однако 32 МБ памяти не дали Кондо по максимуму раскрыть свой талант. Музыку пришлось резать.
Главная особенность саундтрека Ocarina of Time – он минималистичен и репетативен. Минималистичность проявляется в том, что в каждой композиции звучит всего 1–2 инструмента. Только несколько композиций используют оркестр на максимум.
Но даже в них сохраняется минималистичность. Обратите внимание, как заглавная тема, несмотря на всё своё богатство инструментов, использует всего 2–3 инструмента одновременно: фортепиано и виолончель; фортепиано, виолончель, окарина; виолончель и окарина.
Из-за этого саундтрек звучит по-особенному легко и воздушно. Он не пытается доминировать.
Репетативность проявляется в повторении одних и тех же музыкальных фраз в разных тональностях. Это также позволило значительно уменьшить размер саундтрека – в конце концов, это были 1990-е, написание музыки для игр было настоящим программированием.
Но одна из главных жертв – это кавказские песнопения. Многоголосье звучало в изначальной версии Fire Temple, но в итоговый саундтрек оно не вошло:
Музыка как элемент геймплея
Но главной особенностью Ocarina of Time стало вплетение музыки в игровой процесс. По сюжету игры Линк, главный герой, находит артефакт – Окарину времени. Играя на этой флейте, герой может совершать различные манипуляции со временем.
Всего было доступно 13 песен:
Zelda’s Lullaby. Песня-пароль: при воспроизведении открываются двери, появляются проходы, прилетают феи.
Epona’s Song. Песня для призыва лошади.
Saria’s Song. Песня для связи с Сарией – персонажем, который может помочь в прохождении.
Sun’s Song. Песня для переключения времени суток – со дня на ночь и наоборот.
Song of Time. Песня для входа в Храм Времени.
Song of Storms. Песня для призыва дождя – это помогает проникнуть в некоторые области.
Minuet of Forest. Песня для перемещения в Лесной храм.
Bolero of Fire. Песня для перемещения в Огненный храм.
Serenade of Water. Песня для перемещения в Водяной храм.
Requiem of Spirit. Песня для перемещения в Храм душ.
Nocturne of Shadow. Песня для перемещения в Храм теней.
Prelude of Light. Песня для перемещения в Храм Времени.
Scarecrow’s Song. Песня для призыва пугала-помощника.
Все эти песни нужно было самостоятельно играть. Линк доставал окарину, а игрок нажимал нужные кнопки на геймпаде в определённом порядке.
И, разумеется, музыкальные фразы из песен для окарины – это те же лейтмотивы, что звучат в саундтреке для локаций.
А вот Lost Woods, которая звучит в локации, где живёт Сария:
Ocarina of Time геймплейно напоминает о посещённых местах – тем самым усиливая погружение и атмосферу приключения.
Герой времени
The Legend of Zelda: Ocarina of Time много раз входила в списки «величайших игр всех времён». У неё – 99 баллов на Metacritic из 100. В 2022 году она вошла во Всемирный зал славы видеоигр. На 2020 год объёмы продаж Ocarina of Time составили 13,2 миллиона копий по всему миру!
Музыка Ocarina of Time стала одним из самых узнаваемых игровых саундтреков. И она продолжает жить до сих пор – даже несмотря на то, что сама игра вышла уже 25 лет назад!
В 2017 году Словацкий национальный симфонический оркестр из 64 музыкантов записал оркестровую аранжировку этого саундтрека. Издание вышло под названием Hero of Time. Саундтрек доступен на YouTube и в Spotify.
Hero of Time – это именно оркестровая аранжировка саундтрека Ocarina of Time. Музыкальные фрагменты Кодзи Кондо перетекают друг в друга, создавая совершенно новое настроение и атмосферу, но сохраняя культовое звучание.
Дабстеп, метал и лоу-фай
Одним из главных элементов наследия саундтрека Ocarina of Time является создание нового музыкального жанра – Zeldawave.
Композиторы, которые пишут в Zeldawave, переосмысляют композиции преимущественно из Ocarina of Time, а также других игр серии, в совершенно новых жанрах. Вот, например, дабстеп-версия Song of Storms (24 млн просмотров):
Та же Song of Storms, только в «эпической» оркестровой аранжировке:
Симфоник-метал версия? Их есть у меня!
Как насчёт ретровейва?
Отправляетесь в клуб?
Let's rokkkk!
Так, нужна передышка. Лоу-фай – то, что поможет расслабиться:
Ну и закончить можно джазом:
В этом году The Legend of Zelda: Ocarina of Time празднует своё 25-летие. За два с половиной десятилетия сменилось 4 поколения игровых консолей; появились совершенно новые технологии вроде рейтрейсинга и виртуальной реальности; геймплей вышел на доселе недоступные уровни. А The Legend of Zelda: Ocarina of Time всё ещё остаётся одной из величайших игр в истории – во многом благодаря саундтреку и гению Кодзи Кондо.
Читайте также
Критики высоко оценили сериал по Fallout
Новинка явно пришлась посмотревшим по вкусу — сериал собрал целые 93% свежести на Rotten Tomatoes.