Том Круз с кулаками против высоких технологий. Рецензия на «Миссия невыполнима: Смертельная расплата. Часть 1»
Фильмы с Томом Крузом – это не какие-то глубокие картины с серьёзным сюжетом, а аттракционы, на которые ходишь посмотреть безумные трюки. И «Миссия невыполнима: Смертельная расплата. Часть 1» полностью соответствует этому стандарту.
Здесь Том Круз дерётся (очень много дерётся), прыгает с альпийской вершины на мотоцикле, спасается от погони в живописном итальянском городе, пытается не свалиться с падающего в пропасть поезда. Однако, в отличие от того же «Джона Уика», где основной акцент делается именно на экшен, здесь хорошо прописан сюжет – все приключения оправданы, почти у всех персонажей есть мотивация.
Из минусов: это уже третий фильм за это лето, который заканчивается ничем. Пришёл на «Человек-Паук: Паутина вселенных»? Молодец, приходи через год, чтобы узнать, чем всё закончилось! Пришёл на «Форсаж 10»? Круто, через год снова приходи. И точно так же и с седьмой «Миссия невыполнима» – концовку истории узнаем через год.
Паспарту, сколько у нас ключей?!
Сюжет фильма начинается в прошлом, с истории российской подводной лодки, оснащённой невероятно опасным оружием и системами скрытности. На этой субмарине есть некий ключ из двух частей. После встречи с неизвестным неприятелем подлодка атакует сама себя и тонет.
Переходим в настоящее. Все компьютеры мира, даже оборонные, поражает неизвестный вирус. Но, попав в эти системы, он «затаивается» и не делает ничего.
Остановить этот вирус может тот самый ключ. За этим ключом начинается охота, в которой участвуют правительства, спецагенты и, конечно же, плохие парни.
Но одного ключа для уничтожения вируса недостаточно – требуется ещё и скважина, в которую он вставляется. И тут «всплывает» та самая подлодка. Точнее, «всплывёт» в следующем фильме.
Вокруг света за три часа
Том Круз в «Миссия невыполнима 7» развлекается на полную – и не только в плане трюков, но и посещении локаций. Стартовая сцена – в Баренцевом море, где всё настолько холодное, что это отражается даже в посиневшем от мороза цветокоре. Сразу после этого перемещаемся в Аравийскую пустыню, интенсивно-оранжевую. Потом – в солнечную терракотовую Венецию с её остроконечными Альпами и мягко-зелёными долинами, высокотехнологичные мегаполисы… В общем, действие постоянно переключается с одной локации на другую – и переключение контрастное.
В этом плане «Миссия невыполнима 7» выигрывает даже у «Индианы Джонса и Колеса судьбы»: если там тоже были путешествия, но из терракотового Марокко в терракотовую Сицилию, то здесь локации максимально разнообразны, заскучать не успеваешь.
Каждая локация – площадка для смертельного трюка в исполнении Тома Круза. Вот тут он дерётся на шпагах, вот тут прыгает на мотоцикле с верхушки Альп, вот тут мчится на крошечном жёлтом «Фиате» от тяжело бронированного автомобиля, а вот тут пытается не свалиться с терпящего крушение поезда.
Вся эта череда экшен-сцен связана вполне неплохим сюжетом, в котором есть даже философские (sic!) размышления.
Моральный компас
Вообще моральный компас максимально простой: Итан Хант хороший, все остальные – плохие. Но самое забавное в том, что именно через мотивации плохих парней доносятся те самые философские размышления. Пусть и иногда – во время драки на ножах.
Главный злодей «Миссия невыполнима: Смертельная расплата. Часть 1», Габриэль (которого сыграл Эсей Моралес) – это не просто абстрактный «сферический террорист в вакууме». Он буквально «пророк», который пытается донести до человечества «послания» некоей «Сущности». Он прямым текстом говорит, что все поступки предопределены – а потом подтверждает эти слова.
Мысль о том, что всё можно предопределить и просчитать – главная идея «Миссия невыполнима 7». Итан Хант в данном случае является «аномалией в системе», которую необходимо устранить, чтобы весь остальной мир работал как часы.
Впрочем, надолго погружаться в фаталистические размышления нам всё равно не дают. В какой-то момент моральный компас всё-таки выравнивается и чётко демонстрирует, что «предопределённость» всего – это плохо. А прыгать по вагонам падающего в пропасть поезда – хорошо!
Блокбастер на один раз
«Миссия невыполнима: Смертельная расплата. Часть 1» – это фильм, сделанный по всем канонам современных блокбастеров. Здесь есть злобное зло, отважное и ловкое добро, романтическая драма между главным персонажем и более чем одной женщиной, комедийные вставки – за них отвечают Саймон Пегг и Винг Реймз – и, конечно же, очень много трюков.
Но именно из-за того, что он сделан по всем канонам, он совершенно не запоминается. Уже на выходе из кинотеатра задаёшься вопросом – «А что там, собственно, было, кроме прыжка со скалы и крушения поезда? А, точно, ещё погоня на «Фиате»!». В этом плане даже «Топ Ган: Маверик» оставляет больший след в памяти – хотя сравнивать эти фильмы бессмысленно.
Конечно, вы абсолютно ничего не потеряете, если пойдёте и посмотрите этот фильм. Он яркий, он насыщенный, там много красивых локаций и даже чуть-чуть философии. Сюжет крепко слеплен, в нём нет «богов из машины» или непонятной мотивации.
А ещё он длится три часа, а в кинотеатрах обычно стоят кондиционеры. Три часа аттракциона! В прохладе!
В общем, суммируя:
Стоит ли посмотреть «Миссия невыполнима: Смертельная расплата. Часть 1»? Да.
Стоит ли идти на него в кино целенаправленно? Можно.
Является ли этот фильм «событием», которое нельзя пропускать? Нет.
Это просто аттракцион. Только не ностальгический, как «Индиана Джонс и Колесо судьбы», а более современный.
Читайте также
Критики высоко оценили сериал по Fallout
Новинка явно пришлась посмотревшим по вкусу — сериал собрал целые 93% свежести на Rotten Tomatoes.