Эта история – монстр. Обзор Alan Wake 2
Alan Wake 2 – это высокобюджетный артхаус. Как фильм «Дюна» Дени Вильнёва. Поэтому у него ровно те же достоинства и недостатки, что и у любого другого высокобюджетного артхауса: гениальный сюжет и густая атмосфера уравновешиваются скучноватым геймплеем в жанре «спецагент ФБР ходит по лесу, а писатель – по городу».
Поэтому, когда я сел писать этот обзор, я задал себе вопрос – а за что мы, собственно, любим игры? В отличие от фильмов или книг, игры – интерактивное искусство, которое подразумевает, что зритель становится полноправным участником процесса. От его действий зависит, получит ли он удовольствие или останется разочарованным.
И Alan Wake 2 даёт игроку не то чтобы много возможностей для действий. Он превращает человека с геймпадом в зрителя, показывая ему фильм – пусть и с очень интересным сюжетом, яркими эпизодами и тревожной атмосферой.
Сюжет и персонажи
В последние несколько лет в медиа появилась тенденция к метанарративу. Чтобы понять историю, зрителю, читателю или игроку недостаточно просто увидеть её. Нужно обладать ещё какими-то знаниями извне, из других медиа. Это явление называется «интертекстуальностью».
Самый простой пример интертекстуальности – фильмы Marvel. Вы можете понять общую канву сюжета «Мстителей», но, чтобы увидеть историю полностью, нужно посмотреть предыдущие картины. А ещё последствия будут отображены в следующих фильмах.
Сюжет Alan Wake 2 – торжество интертекстуальности. Он не целостен сам по себе. Даже история Саги Андерсон, второго играбельного персонажа, только в первой своей половине существует в отдельности от остальной вселенной Remedy.
В сюжете Alan Wake 2 три центральных персонажа. Алан Уэйк – писатель, застрявший в Тёмной обители; Сага Андерсон, агент ФБР, приехавшая в Брайт-Фоллз, чтобы расследовать убийства; и Алекс Кейси, агент ФБР, напарник Саги. Но проблема в том, что все они – не те, кем кажутся. И в процессе появляется ещё пачка персонажей, которые максимально загадочны. Кто такой Томас Зейн? А мистер Дор? А уборщик Ахти? Шериф Тим Брейкер? Официантка и сиделка Роуз? Синтия? Тор и Один? Что за ФБК?
Чтобы хотя бы приблизиться к пониманию сюжета, геймеру нужно не только пройти Alan Wake образца 2010 года. Ещё желательно заглянуть в Quantum Break, Control со всеми дополнениями, вычитать несколько фанатских форумов и теорий, вспомнить про смерть Лэнса Рэддика, быть знакомым с понятием мономифа и послушать песню Sankarin Tango. Да, она на финском языке. Тем не менее, её нужно понять.
Но даже после всего этого пути сюжет яснее не станет. Просто вопросы, которые возникнут в финале, изменятся. Вместо «Да кто такой этот мистер Дор?» геймер будет думать «А что мистер Дор здесь делает?». И ответа не получит.
И эта проблема отсутствия ответов идёт через всю игру. Герои говорят глубокомысленными фразами, на экране возникает безумие, из ниоткуда появляются принципиально важные персонажи, которые после пары загадочных реплик исчезают. Игра задаёт вопросы, ответами на которые являются другие вопросы, поэтому к настоящим ответам сюжет так и не приближается.
Однако сюжет Alan Wake 2 очень хорош своей подачей. Он постоянно держит в напряжении – хочется узнать, что именно произошло с героями и как они будут жить дальше. Есть несколько удачных вот-это-поворотов, которые очень хорошо вписаны в общую историю. Есть общая атмосфера тайны, есть увлекательная структура.
Атмосфера и несколько хороших слов про геймплей
Но вот что ругать никак не получается, так это атмосферу. Она густая, насыщенная и создаётся всеми возможными инструментами. Тревога, непонимание, страх и дискомфорт будут преследовать до самого конца игры.
Визуальная часть – выше всяких похвал. Детализация локаций запредельная – никаких скопированных деревьев и персонажей массовки, каждый квадратный пиксель прорисован с любовью. Серо-коричневая цветовая гамма погружает в атмосферу поздней осени, а редкие яркие оттенки, будь то жёлтые листья, синяя подсветка колеса обозрения или красные неоновые вывески только вызывают дополнительную тревогу, выглядя чужеродно и пугающе.
Саунд-дизайн прекрасен. Большую часть времени играет тревожный эмбиент, из-за которого каждый шорох или хруст ветки вызывает резкое напряжение и желание или оглянуться, или бежать отсюда как можно быстрее. Звуки громкие, когда им нужно быть громкими, и тихие, когда им нужно быть тихими. Звуки зачастую и вовсе выступают в качестве путеводного маркера. А жуткий шёпот «Уэйк!» в эпизодах про Алана будет дополнительно пугать.
Даже некоторая неуклюжесть персонажей тоже играет на пользу атмосферности. Это survival horror, поэтому наши герои – как чугунные утюги. Они медленно ходят, медленно бегают, не умеют прыгать и плавать, и постоянно врезаются в невидимые стены. Из-за этого игрок достаточно быстро понимает свою беспомощность – не получится сыграть в Терминатора, выскочив против толпы врагов и раздав им сочных оплеух.
И наконец, ганплей. Неожиданно Alan Wake 2 стал апофеозом системы «риск и вознаграждение» в играх Remedy. Тут у каждого оружия есть свои преимущества и недостатки:
Пистолет. Наносит небольшой урон, но зато имеет большой магазин и быстро перезаряжается.
Обрез. Наносит большой урон, но всего два патрона и медленная перезарядка.
Арбалет. Наносит колоссальный урон, но всего один заряд, а перезарядка не только медленная, но и через отдельную непрерываемую кат-сцену.
Охотничье ружьё. Наносит большой урон, имеет большой магазин, но после каждого выстрела – долгая анимация вылета гильзы.
Помповое ружьё. Наносит большой урон, имеет большой магазин, быстро перезаряжается, но патронов маловато – и появляется только к самому концу.
А враги ходят не по одному! И в итоге постоянно думаешь – использовать мощное оружие и получать лещи от противников во время перезарядки, или же использовать не очень мощное оружие, и получать лещи от противников прямо во время стрельбы? Есть два стула, лещи – на обоих.
Кроме приятного ганплея, Alan Wake 2 стоит похвалить за проработанных боссов. Только первый требует просто стрелять в него время от времени. Остальные два (да, тут всего три босса, не считая финального) представляют собой мини-головоломки: нужно понять, как именно их победить.
«Писатель ходит по лесу» и несколько плохих слов про кор-геймплей
Про Alan Wake образца 2010 года есть шутка в интернете – дескать, это игра в жанре «писатель ходит по лесу». Проблема в том, что и в сиквеле она сохранила свою актуальность. Alan Wake 2 – это игра в жанре «спецагент ФБР ходит по лесу».
Кор-геймплей Alan Wake 2 – это ходьба. Надо добраться от берега озера к городу? Иди через весь лес! Причем он будет пустым – без врагов или интересных находок. Можешь отойти в сторону, там будет какая-нибудь загадка – детский стишок или ящик с кодовым замком.
Причём иногда ощущается, что Remedy изо всех сил растягивают время. Надо пройти из точки А в точку Б? Замечательно, но на пути будет дверь, запертая с той стороны. Поэтому надо обойти через все кварталы. И Алан/Сага идут, идут и идут.
По пути можно решить пару пространственных головоломок, встретить пару врагов, найти какую-нибудь подсказку. Но идти придётся долго.
Вторая проблема ходьбы – это бэктрекинг. Игрока заставляют проходить одни и те же локации по нескольку раз. Для примера – небольшой, микроскопический спойлер. После прохождения парка аттракционов нужно вернуться в этот парк аттракционов, чтобы забрать некий предмет. Этот предмет нельзя взять заранее, он появляется только после того, как персонаж узнает, что он ему нужен. И в итоге игрок проходит парк аттракционов, чтобы вернуться в парк аттракционов, а потом опять проходит парк аттракционов, чтобы поместить предмет куда надо.
Все локации нужно будет пройти по нескольку раз. Причём они не то чтобы меняются – может новые враги появляются или проходы открываются.
Только в сюжетной кампании за Алана бэктрекинг сделан более-менее интересно – в какой-то момент писатель учится менять реальность, благодаря чему уже посещённые локации становятся действительно другими. Причём стильными и красивыми.
И третья проблема кор-геймплея – расследования.
Расследование – это не поиск улик или подбор доказательств. Это развешивание картинок на доске. Причём ошибиться не получится – игра не даст повесить картинку неправильно. В этом плане даже решение головоломок интереснее – там хоть можно затупить и ошибиться.
Более того, расследования зачастую обязательны, чтобы двигать персонажа по сюжету. Важно – не двигаться по сюжету, а двигать персонажа. Например, игрок уже знает, что ему надо ехать на озеро Колдрон: ему об этом сказали дважды и написали в рукописи. Но Сага не знает! Она примет решение ехать на озеро Колдрон только после того, как игрок развесит карточки на доске. Игрок толкает персонажа, а не сюжет ведёт игрока.
К расследованиям можно докинуть и «интуицию» Саги. Это то, что называется deus ex machina, «бог из машины», сюжетный приём, когда персонажа из безвыходной ситуации вытаскивает что-то, что раньше не появлялось в истории. Сага зачастую просто «догадывается» о происходящем, что, опять же, полностью нивелирует саму детективную составляющую игры.
Технические и лингвистические проблемы
Есть кое-что забавное в истории Alan Wake 2. На старте эта игра работала намного лучше, чем после патчей. В день релиза – стабильный фреймрейт, стабильная графика, минимум критических багов. Но после нескольких патчей начались вылеты, критические баги, технические проблемы.
Поэтому, если вы ещё не играли – ждите патчей для патчей.
А если вы хорошо знаете английский язык – играйте без русских субтитров. Перевод ужасен! Он более скуп, чем оригинальная речь, в нём упускаются детали, некорректно приводятся имена персонажей… Дуэйр и Дор – это один и тот же персонаж, просто в некоторых местах он называется Дуэйр, а в некоторых – Дор. Субтитры предлагают отправиться в дом престарелых Вальгаллы (вместо дома престарелых «Вальгалла»), а Кейси постоянно называют «она».
Это не петля, это спираль
Давайте ещё раз расставим точки над i. Alan Wake 2 – это средняя игра, но прекрасное произведение искусства. И у меня есть доказательства.
Попробуйте спросить у любого человека, который уже прошёл игру, что больше всего ему запомнилось из Alan Wake 2. Скорее всего, ответ будет: «Мюзикл». Не «густая атмосфера», не «битва на берегу озера», не «фестиваль оленя». «Мюзикл».
Мюзикл – 15-минутный эпизод, который состоит из двух частей. Сначала 10 минут просто идёшь вперёд, решив 2 (две) пространственных головоломки, потом 2 минуты стреляешь во врагов, потом ещё 3 минуты идёшь. В нём нет игры. Геймплея. Это ходьба по очень ярким декорациям.
И – нет, мюзикл прекрасен! Это 15 минут чистого кайфа. Но… вы получите этот кайф, даже если посмотрите его на YouTube. Он не требует личного прохождения.
Это справедливо для всего Alan Wake 2. Здесь настолько мало геймплея, что, реально, посмотрев прохождение на YouTube, вы получите примерно те же ощущения, что и пройдя самостоятельно. Разве что не будет чувства бессилия и страха перед противниками, которые могут убить вашего героя.
Но, проходя самостоятельно, вы получите удовольствие. Не от всей игры, а именно от процесса. От атмосферы тайны. От красивой и детализированной графики. От актёрской игры. От прекрасного саунд-дизайна и великолепной музыки. От сложного, но увлекательного сюжета.
Вердикт
Alan Wake 2 понравится тем, кто любит мистические и детективные истории, кому атмосфера и сюжет важнее геймплея. Это обязательная игра для фанатов Remedy, вы будете как в том меме – «жаль, не все поймут, к чему является отсылкой имя шерифа Брайт-Фоллз».
Alan Wake 2 точно не понравится тем, кто любит иногда нажимать кнопки на геймпаде, а не только двигать левым стиком.
Плюсы:
Графика и детализация. Даже без рейтрейсинга и даже на «минималках».
Атмосфера.
Музыка и саунд-дизайн.
Подача сюжета.
Herald of Darkness.
Минусы:
Геймплей – симулятор ходьбы с редкой стрельбой по монстрам.
Техническое состояние после патчей: ждите патчей для патчей.
Дверь открывается с той стороны.
Это не петля, это спираль.
Оценки в количественном измерении (вроде 10 из 10) не будет. Потому что вы пробовали дать оценку картине или песне? «Вот Дали классно рисует, на десяточку, а Пикассо – на троечку». Абсурдно же звучит, нет? С Alan Wake 2 – та же ситуация.
Читайте также
Критики высоко оценили сериал по Fallout
Новинка явно пришлась посмотревшим по вкусу — сериал собрал целые 93% свежести на Rotten Tomatoes.