Итоги 2023 года: Главные события в мире игр – часть 1
Первая половина 2023 года запомнится главным провалом Naughty Dog, выходом Hogwarts Legacy и Atomic Heart, самой кассовой экранизацией видеоигр и превращением Fortnite в олимпийский вид спорта.
Вспоминаем главные события 2023 года в видеоигровой индустрии – от сериала по The Last of Us до суда Microsoft против FTC.
Январь: Закрытие Google Stadia и выпуск сериала по The Last of Us
15 января начался показ сериала «Одни из нас» (The Last of Us) – телевизионной адаптации одноимённой игры Naughty Dog. Главные роли сыграли Педро Паскаль и Белла Рамзи. Ещё до релиза сериала в интернете вспыхнули «срачи»: многие были уверены, что актриса на роль Элли была подобрана неудачно. Впрочем, с первой же серии стало понятно, что Белла Рамзи с образом справилась.
А 29 января вышла третья серия The Last of Us, и всё внимание комментаторов из интернета переключилось с обсуждения внешности Беллы Рамзи на дискуссии вокруг… скажем так, выращивания клубники в условиях постапокалипсиса.
18 января закрылась Google Stadia. То, что начиналось как амбициозный проект по популяризации облачного гейминга, позволяющий играть откуда угодно и на чём угодно с экраном, провалилось из-за неудачного маркетинга. Google так и не смогли «продать» потребителям Stadia, хотя отзывы о сервисе были вполне положительными.
Февраль: Выход Hogwarts Legacy и Atomic Heart
В феврале вышло две игры, которые действительно удивили геймеров.
10 февраля вышла Hogwarts Legacy. Главной ценностью игры стал удивительно детально воссозданный мир Гарри Поттера, с Хогвартсом, Хогсмидом, английскими деревушками и живыми статуями. Hogwarts Legacy смог привлечь к играм совершенно новую аудиторию – тех людей, которые раньше и вовсе не интересовались индустрией.
Конечно, «хардкорные геймеры» относятся к Hogwarts Legacy по-другому – они видят невероятно простые механики, «мёртвый» мир, пусть и очень красивый, отсутствие челленджа и «ванильный» сюжет. Однако игра не для вас делалась, а для тех, кто хотел в свои 11 лет получить письмо, доставленное совой.
21 февраля состоялся релиз Atomic Heart. Игра от российской (или кипрской с «международным коллективом разработчиков»?) студии Mundfish до релиза попала в несколько скандалов – создатели не понимали, чего им хочется, программисты кранчили и перерабатывали, а единого видения не было.
После релиза оказалось, что Atomic Heart – вполне себе… игра. Звёзд с неба не хватает (74/100 на OpenCritic, 70/100 на Metacritic), но и провалом не стала. В России же она и вовсе вошла в статус почти культовых – в том числе благодаря саундтреку, в котором советские хиты в духе «Комарово» перерабатывались современными электронными и рок-исполнителями.
Март: Выход The Last of Us на ПК и анонс Counter-Strike 2
22 марта после многих лет молчания Valve анонсировала Counter-Strike 2. Многопользовательский шутер «переехал» на новый движок Source 2, получил ряд улучшений сервер-клиентской части и редизайн некоторых карт. Несмотря на цифру «2» в названии, изменения оказались в основном косметическими.
CS2 выйдет летом – и с релиза получит довольно негативный фидбек пользователей. Не из-за механик, а из-за того, что Valve прекратила поддержку Windows 7 и начала «выписывать» неснимаемые баны за запуск на этой ОС. Правда, потом все эти баны были сняты, но осадочек-то остался.
28 марта The Last of Us наконец-то вышла на ПК! После многих лет эксклюзивности PlayStation многие геймеры смогли насладиться историей Джоэла и Элли… после 8 часов компиляции шейдеров. The Last of Us стартовала в Steam с 70% отрицательных отзывов: жаловались на медленный запуск, медленную компиляцию шейдеров, множество графических и геймплейных багов.
В итоге Naughty Dog даже совершила прорыв в индустрии и сделала то, чего до них не делали – выпустила дорожную карту патчей.
Апрель: Фильм «Братья Супер Марио в кино», утечки PlayStation Portal, выход Dead Island 2, никаких ядовитых болот в Armored Core VI: Fires of Rubicon
5 апреля вышел фильм «Братья Супер Марио в кино» (The Super Mario Bros. Movie). Критики до релиза ожидали, что он будет «середнячком»: простой сюжет без драмы, остросоциальных тем и «серой морали», детский визуал и немного доставший Крис Пратт на озвучке главного героя.
Однако по итогу The Super Mario Bros. Movie выстрелил! Мультфильм при бюджете в 100 миллионов долларов собрал 1,36 миллиардов долларов по всему миру. «Братья Супер Марио в кино» стали самой кассовой экранизацией видеоигр.
В середине апреля в сеть начали попадать утечки «новой портативной игровой консоли PlayStation». Ожидалось, что это будет что-то вроде PSP или PS Vita, только нового поколения. Однако Том Хендерсон сообщил, что новая консоль будет работать только с Remote Play – чем сразу «убил» хайп вокруг неё.
21 апреля состоялся релиз Dead Island 2. Зомби-шутер мог бы и вовсе пройти незамеченным, если бы не одна деталь: игра была анонсирована в 2014 году. Долгое время Dead Island 2 входил в топы «игр, которые приходилось ждать дольше всего».
На релизе игра была достаточно тепло встречена и критиками, и геймерами. Но зомби-экшены давно перестали быть «хайповыми», так что продажи Dead Island 2 оказались достаточно средними – всего 2 миллиона копий за первый месяц.
28 апреля произошло вмешательство интернета в реальную жизнь. Незадолго до этого FromSoftware анонсировали Armored Core VI: Fires of Rubicon – серии, которая была чрезвычайно популярна в 90-х и 00-х. Но с тех пор о ней немного забыли, а FromSoftware стали известны своими соулз-лайками.
Поэтому даже до главы разработки Armored Core VI дошёл шуточный вопрос – «А будут ли в игре ядовитые болота?». И ему пришлось дать официальный ответ – нет, токсичных болот не будет. Armored Core VI: Fires of Rubicon вышла в августе – и в ней действительно не было токсичных болот.
Май: Redfall, The Legend of Zelda: Tears of the Kingdom, блокировка Xbox в России, Fortnite – олимпийский вид спорта, Sony платит за FIFA
2 мая состоялся один из самых громких провальных релизов этого года – Redfall. Игра, созданная Arkane Austin, ещё на этапе промо-кампании казалась скучной и унылой. А после релиза самые страшные опасения подтвердились. В Redfall просто не было весело играть, а для кооперативного шутера это – смертный приговор.
Даже Фил Спенсер наиграл в Redfall всего 37 минут. В Steam у игры только 33% положительных обзоров, а спустя менее чем полгода после релиза онлайн упал до 3 человек – этого не хватит на создание полной пати. Тем не менее, Arkane Austin не бросают своё детище – в начале октября шутер получил апдейт, который приносит режим с 60 fps на Xbox Series X|S.
12 мая вышла, наоборот, одна из самых высокооценённых игр этого года – The Legend of Zelda: Tears of the Kingdom. 96 баллов на Metacritic! Игру называют «торжеством гейм-дизайна Nintendo», который сочетает все ключевые подходы студии и несколько нововведений вроде всё того же режима «строительства».
Правда, в российском пространстве релиз The Legend of the Zelda: Tears of the Kingdom породил один из самых неприятных мемов года – «агуша-гейминг». Дескать, это слишком детская игра! Нам, хардкорным геймерам, подавай челленджи, сложность, серую мораль и драму. Ну то есть всё то, чего нет в Marvel’s Spider-Man 2.
4 мая значительная часть Xbox Series X|S в России превратилась в «кирпич». Сотни устройств, завезённых в страну «параллельным импортом», неожиданно перестали работать – пользователи столкнулись с ошибкой 0x80a40401. Единственным решением стала замена DNS.
По настоящий момент эта ошибка исправлена лишь частично. Некоторые пользователи Xbox, купив новую консоль, всё ещё вынуждены вводить DNS.
5 мая Fortnite официально стал олимпийским видом спорта. А первая олимпиада прошла в июне в Сеуле. Правда, она оказалась крайне неинтересной – никакого «экшена», спортсмены просто стреляли в мишени. Но в Fortnite!
16 мая австрийский суд признал, что лутбоксы в FIFA – это форма азартных игр. Пока ничего удивительного, это происходит регулярно. Однако, по решению суда, компенсацию за «втягивание» в азартные игры пострадавшим должна заплатить не EA, а Sony.
Sony почему-то не стала оспаривать решение суда и выплатила каждому из истцов по 338,26 евро.
Июнь: Apple Vision Pro, Diablo IV, суд Microsoft против FTC
Июнь начался с очень громкого анонса: Apple наконец-то представили свой шлем дополненной реальности Vision Pro. Устройство позиционируется как универсальное – на нём можно и почту проверять, и кино смотреть, и в игры играть. И всё это – не снимая шлема. Демонстрация работы Apple Vision Pro выглядит как магия или как то самое будущее из научно-фантастических романов.
В реальность возвращают две вещи: выйдет Apple Vision Pro в 2024 году и будет стоить 3 499 долларов.
6 июня вышла Diablo IV. Продолжение олдскульной серии было встречено очень тепло: классические механики, стабильная работа без багов, мрачная атмосфера. Однако вскоре выяснилось, что за пределами сюжетной кампании у Diablo IV почти ничего нет, а автолевелинг врагов убивает ощущение прогрессии.
Поэтому уже скоро отзывы о Diablo IV из положительных стали отрицательными, а потом об игре и вовсе начали забывать. Даже выпуск новых сезонов не помогает Blizzard вернуть аудиторию. А вот добавление БДСМ-костюмов для Разбойника немного «нашумело» в интернете.
В конце июня прошёл суд Microsoft против FTC – американские антимонополисты препятствовали покупке Activision Blizzard. На этом заседании было опубликовано какое-то невероятное количество утечек и громких заявлений:
Фил Спенсер сообщил, что «Xbox проиграл консольную войну», упоминая, что со времён PS3 консоли Sony и Nintendo доминировали на рынке.
Microsoft скупали компании, которые работали над играми для PS5.
Sony платили компаниям, чтобы те выпускали игры эксклюзивно на PlayStation или давали владельцам PlayStation эксклюзивный контент.
1 миллион пользователей PlayStation не играли ни во что, кроме Call of Duty.
Мы собрали главные заявления и утечки с этого суда в одной статье.
11 июля станет известно, что Microsoft выиграет суд – и в итоге всё-таки купит Activision Blizzard. Но об этом – в следующей части «ретроспективы 2023 года».
В следующей части «ретроспективы 2023 года»: Microsoft купили Activision Blizzard, Sony выпустили PlayStation Portal, состоялся релиз Starfield, «игровая осень», Show me the champion of light!, трейлер GTA VI, и спидран от релиза до закрытия студии.
Читайте также
Критики высоко оценили сериал по Fallout
Новинка явно пришлась посмотревшим по вкусу — сериал собрал целые 93% свежести на Rotten Tomatoes.